журнал «Управление многоквартирными домами» №2, 2015 год. За счет чего возможно внедрение энергосберегающих технологий в МКД.

журнал «Управление многоквартирными домами» №2, 2015 год.

За счет чего возможно внедрение энергосберегающих технологий в МКД.
 

«Энергоэффективность и энергосбережение» - эти слова закрепились в нашем лексиконе благодаря Д.А.Медведеву и его ФЗ-261 от 2009 года. В целом, данный закон справедлив, так как учитывает необходимость экономии ресурсов и денег хозяйствующими субъектами в условиях рыночной открытой экономики, в которой главная задача – прибыль частного собственника. Не будем здесь подробно останавливаться на том, что в условиях плановой экономики, в которой главной задачей является – производство нужного количества товаров и услуг определенного качества для нужд конкретного народа, задача энергосбережения всегда стояла, только в виде необходимости снижения себестоимости товара и услуги при сохранении качества. Лишь отметим, что эта тема не нова и для советской эпохи (впрочем, как и для любого нормального хозяйственника всех времен).

Однако в 10е года 21 века тема энергосбережения стала именно модной. Сколько конференций и семинаров, статей и лекций проведено? А в результате что? Если брать сферу жилищного хозяйства, то на практике вся «энергоэффективность и энергосбережение» состоит в замене ламп накаливания в парадных на светодиодные светильники, установку квартирных счетчиков воды и установку/реконструкцию/автоматизацию с учетом современных требований узлов учета тепловой энергии. Именно эти мероприятия приводят к экономии ресурсов в натуральном выражении. Все остальные мероприятия, как то – утепление фасадов, замена инженерных сетей на современные и др. хоть и дают эффект, но его крайне сложно зафиксировать в Гкал или кВт. Поэтому современные финансовые инструменты модернизации оборудования и инженерных систем, как например, энергосервисный договор, могут быть применены только в вышеоговоренных случаях с лампами и узлами учета. Энегосервисный договор заключается на предмет покупки и установки оборудования на денежные средства энергосервисной компании, которая будет возвращать сумму, обозначенную в договоре, за счет экономии энергоресурса в натуральном выражении.

Так в Санкт-Петербурге в 2015 году «Центр энергосбережения» при Жилищном комитете будет проводить анализ потенциала экономии Гкал при автоматизации узлов учета в ряде многоквартирных домов (мкд). Если такой потенциал будет выше 25-30%, то дом получит возможность получить автоматизацию существующего узла учета тепловой энергии по энергосервисному договору. Второй стороной, за счет которой оборудование и будет устанавливаться, будет кто-то из крупных петербургских монополистов. Пожелаем им успехов в данном начинании.

Крайне важно отметить, что возможности проведения других мероприятий по внедрению новых технологий в сфере ЖКХ есть, но пока только на бумаге в отчетах чиновников. Главная причина тому не инерция председателей ТСЖ и собственников мкд, а наш Центральный банк (ЦБ), который держит ставку рефинансирования выше средней нормы в 1% (у нас эта ставка колеблется на уровне 9%), что убивает всякое желание инвестора (а правильнее сказать – самого инвестора как явление) вкладываться в средне,- и долгосрочные проекты, и в добавок создает инфляцию, когда предприятию необходимо включать ставку рефинансирования в состав цены собственной продукции. Это напрямую касается нас с вами как собственников многоквартирного жилья, так как любой инфраструктурный проект по реконструкции водопроводных или теплосетей кредитуется с учетом этой ставки, и потом мы узнаем о плановом повышении цен на ресурсы. Также нужно учесть, что «больше всего прибыли приносит мучная промышленность, а затем, производство игрушек» (из беседы 29 января 1941 года Сталин), поэтому частный капитал неохотно идет в крупные долгосрочные проекты.

Здесь я перехожу к самому важному моменту, к роли государства при проведении реформ, в частности в жилищной сфере. Начиная с 90х, после того как был развален СССР, звучат речи о свободной рыночной торговле, пользе конкурентной среды и прочих радостях «открытого общества». Только вот время ставит всё на свои места. Сегодня каждый здравомыслящий человек может убедиться в том, что свободная конкуренция – это лишь либеральный миф, потому как конкуренция только ослабляет малых и средних участников любого рынка, вынуждая их тратить до 40% бюджета на рекламу и прочие представительские нужды, при этом крупные участники рынка имеют административный ресурс и постепенно укрупняются. Бедные беднеют, а богатые богатеют.

Поэтому крайне важным является структурный подход государства в участии в  проведении реформ ЖКХ. Ведь по оценкам Хованской (от 2012 года) необходимо изыскать примерно 3 трлн рублей на капитальный ремонт многоквартирных домов в России. Сейчас эту проблему переложили на собственников. Я имею в виду закон о региональных системах капитального ремонта. Вот так – поговорили об «энергоэффективности» и накинули груза на плечи обычного человека. Причем ФЗ о региональных системах капитального ремонта предполагает только выборочный капитальный ремонт, то есть в вашем доме могут поставить в этом году узел учета, но герметизацию швов вы скорее всего получите только через 5-15 лет.  А ведь если проводить комплексный энергоэффективный капитальный ремонт, то можно действительно получить неплохую экономию ресурсов. Простой расчет на 4х подъездную «брежневку» 63 года постройки: проект и установка/автоматизация уутэ = 1,5 млн рублей, вторичная герметизация швов либо утепление панелями = от 1 до 4 млн рублей, полный ремонт мягкой кровли или укладка ПВХ мембраны = от 750 до 1500 тысяч рублей, установка окон ПВХ в парадных 350 тысяч рублей.  Пенсионеры, которые составляют в среднем от 30 до 40% жителей таких домов, вряд ли потянут такой ремонт. Конечно, есть вариант использовать общее имущество, чердак, пригласив инвестора, который проведет не выборочный, а комплексный энергоэффективный ремонт в доме и получит как вознаграждение возведенные на крыше новые квадратные метры. Такой вариант использования общего имущества рассматривают возможным члены НП «Модернизация МКД» в рамках пилотного проекта «Энергосберегающая модернизация МКД», по их подсчетам от 5 до 7% домов (в зависимости от региона) будут привлекательны для инвестора. Но здесь мы утыкаемся в законодательный барьер – при реконструкции чердака под устройство мансарды уменьшается общая площадь дома, значит нужно согласие 100% собственников. Поэтому количество домов, которые будут интересны инвестору и не будут иметь чердачного пространства, примерно равно 1-2% в каждом регионе.

Однако, ремонт в обмен на мансарду – это выход для малой доли мкд даже при отсутствии законодательных препонов. Поэтому именно государство должно ставить задачу по энергоэффективному капитальному ремонту всего жилого фонда России! Если ЦБ будет национализирован и займется выпуском и продажей собственных облигаций «капитального ремонта», то мы сможем внедрять любые технологии по энергосбережению по средством современных финансовых механизмов. За примером можно далеко не ходить – в Польше и ряде других стран-участников Варшавского договора вопрос капитального ремонта в 90е был взят под контроль государства, в результате почти всё советское наследие было отремонтировано должным образом. Я в этом вижу больше политики, так как таким образом след СССР стирался, отремонтированные дома уже ассоциировались с демократическими переменами, не важно кто их построил. Также не важно, что капитальный ремонт делался за кредиты МВФ и ФБРР, и наши друзья по соцлагерю еще глубже попадали в кабалу к мировым ростовщикам).

Оставляя вопрос комплексного энергоэффективного капитального ремонта на откуп свободному рынку, мы никогда не получим полноценный энергоэффективный капитальный ремонт, эта задача под силу только государству с национализированным ЦБ, плановой экономикой с элементами рыночной, приведенными в порядок ценами на природные ресурсы, хозяевами которых по конституции мы и являемся.

Арутюнов Николай Владимирович, директор по развитию ООО "Северо-Западная Ресурсосберегающая Компания", председатель правления НП "Модернизация МКД"

 

 

 


Телефон (812) 703-85-08, E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Жалоба на ЖКХ

жалоба на ЖКХ

designed by College Jacke