Газета «Кировец» № 7 2016

«Первым делом необходимо было установить точную при- чину протечек, - рассказывает начальник бюро технического надзора за эксплуатацией и ремонтом зданий и сооружений ЗАО «Металлургический завод «Петросталь» Александр Иванович Куликов. К этой ра- боте привлекли специализированную организацию - Северо- Западную ресурсосберегающую компанию (ООО «СЗРК»). В ходе всестороннего обследования были выявлены разрушения стенок и протечки в соединениях чугунных канализационных труб, что не удивительно: срок их службы превышал 40 лет, с момента ввода в эксплуатацию здания АБК мартеновского цеха в 1975 году в ходе комплексной реконструкции металлургического производства. Во время предыдущего косметического ремонта в середине 1990-х трубы не меняли, а лишь «зашили» их кирпичными перегородками, облицованными керамической плиткой и декоративными панелями. В итоге было принято решение о необходимости замены всей канализационной системы душевых и гардеробных помещений, так как «латание дыр» признали нецелесообразным с точки зрения трудозатрат и надежности. В декабре прошлого года той же компанией «СЗРК» на всех пяти этажах снизу доверху были проложены современные долговечные пластиковые трубы, и в результате протечки прекратились. 

 

журнал СОК №7, 2015. К выбору системы водяного отопления в многоэтажных жилых домах. МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

В многоквартирных домах удельное потребление тепла на отопление отличается по отдельным квартирам незначительно. Исключение могут составить характерные квартиры, где удельное потребление тепла на отопление будет выше (- с большой площадью наружных стен, - расположенные на нижнем и верхнем этажах) или ниже (- с малой площадью наружных стен, - промежуточные этажи смежные по вертикали с другими квартирами).   При этом,  квартиры с высоким удельным теплопотреблением  экранируют от воздействия наружного воздуха  остальные квартиры и это является обоснованием распределения затрат на теплоснабжение дома  между жильцами пропорционально площади квартир.

Квартиры, которые содержаться в неудовлетворительном состоянии (остекление окон,  трубы, отопительные и сантехнические приборы), что вызывает неоправданные потери тепла при воздухообмене или из-за намокания ограждающих конструкций, могут выявляться без индивидуальных УУТЭ.  Воздействовать на жильцов таких  квартир можно в соответствии с  Гражданским кодексом.

Конечно, стоимость сэкономленных средств, благодаря учету расхода любого ресурса (или энергоносителя) должна быть больше затрат на учет этого ресурса (или энергоносителя) и связанных с учетом дополнительных затрат и издержек. 

В случае поквартирного учета потребления тепла каждый владелец будет нести затраты по эксплуатации УУТЭ и дополнительные затраты по плановому (и аварийному) ремонту труб системы отопления в пределах своей квартиры,  связанные с увеличением длинны этих труб в несколько раз.

Замечу, что поставщик тепловой энергии от поквартирного учета также ничего не выигрывает (расчеты проводятся по показаниям общедомового  УУТЭ).  Экономии тепловой энергии в масштабах страны это тоже не дает (существенная экономия лежит в сфере промышленности), а ресурсы на  этот учет производителями счетчиков и организациями проектирующими и монтирующими УУТЭ затрачиваются.   Напрашивается сравнение с переводом времени с летнего на зимнее…

Алексей Эриксович Шустров, инженер ООО «Северо-Западная Ресурсосберегающая Компания»

 

 

 

журнал «Управление многоквартирными домами» №2, 2015 год. За счет чего возможно внедрение энергосберегающих технологий в МКД.

журнал «Управление многоквартирными домами» №2, 2015 год.

За счет чего возможно внедрение энергосберегающих технологий в МКД.
 

«Энергоэффективность и энергосбережение» - эти слова закрепились в нашем лексиконе благодаря Д.А.Медведеву и его ФЗ-261 от 2009 года. В целом, данный закон справедлив, так как учитывает необходимость экономии ресурсов и денег хозяйствующими субъектами в условиях рыночной открытой экономики, в которой главная задача – прибыль частного собственника. Не будем здесь подробно останавливаться на том, что в условиях плановой экономики, в которой главной задачей является – производство нужного количества товаров и услуг определенного качества для нужд конкретного народа, задача энергосбережения всегда стояла, только в виде необходимости снижения себестоимости товара и услуги при сохранении качества. Лишь отметим, что эта тема не нова и для советской эпохи (впрочем, как и для любого нормального хозяйственника всех времен).

Однако в 10е года 21 века тема энергосбережения стала именно модной. Сколько конференций и семинаров, статей и лекций проведено? А в результате что? Если брать сферу жилищного хозяйства, то на практике вся «энергоэффективность и энергосбережение» состоит в замене ламп накаливания в парадных на светодиодные светильники, установку квартирных счетчиков воды и установку/реконструкцию/автоматизацию с учетом современных требований узлов учета тепловой энергии. Именно эти мероприятия приводят к экономии ресурсов в натуральном выражении. Все остальные мероприятия, как то – утепление фасадов, замена инженерных сетей на современные и др. хоть и дают эффект, но его крайне сложно зафиксировать в Гкал или кВт. Поэтому современные финансовые инструменты модернизации оборудования и инженерных систем, как например, энергосервисный договор, могут быть применены только в вышеоговоренных случаях с лампами и узлами учета. Энегосервисный договор заключается на предмет покупки и установки оборудования на денежные средства энергосервисной компании, которая будет возвращать сумму, обозначенную в договоре, за счет экономии энергоресурса в натуральном выражении.

Так в Санкт-Петербурге в 2015 году «Центр энергосбережения» при Жилищном комитете будет проводить анализ потенциала экономии Гкал при автоматизации узлов учета в ряде многоквартирных домов (мкд). Если такой потенциал будет выше 25-30%, то дом получит возможность получить автоматизацию существующего узла учета тепловой энергии по энергосервисному договору. Второй стороной, за счет которой оборудование и будет устанавливаться, будет кто-то из крупных петербургских монополистов. Пожелаем им успехов в данном начинании.

Крайне важно отметить, что возможности проведения других мероприятий по внедрению новых технологий в сфере ЖКХ есть, но пока только на бумаге в отчетах чиновников. Главная причина тому не инерция председателей ТСЖ и собственников мкд, а наш Центральный банк (ЦБ), который держит ставку рефинансирования выше средней нормы в 1% (у нас эта ставка колеблется на уровне 9%), что убивает всякое желание инвестора (а правильнее сказать – самого инвестора как явление) вкладываться в средне,- и долгосрочные проекты, и в добавок создает инфляцию, когда предприятию необходимо включать ставку рефинансирования в состав цены собственной продукции. Это напрямую касается нас с вами как собственников многоквартирного жилья, так как любой инфраструктурный проект по реконструкции водопроводных или теплосетей кредитуется с учетом этой ставки, и потом мы узнаем о плановом повышении цен на ресурсы. Также нужно учесть, что «больше всего прибыли приносит мучная промышленность, а затем, производство игрушек» (из беседы 29 января 1941 года Сталин), поэтому частный капитал неохотно идет в крупные долгосрочные проекты.

Здесь я перехожу к самому важному моменту, к роли государства при проведении реформ, в частности в жилищной сфере. Начиная с 90х, после того как был развален СССР, звучат речи о свободной рыночной торговле, пользе конкурентной среды и прочих радостях «открытого общества». Только вот время ставит всё на свои места. Сегодня каждый здравомыслящий человек может убедиться в том, что свободная конкуренция – это лишь либеральный миф, потому как конкуренция только ослабляет малых и средних участников любого рынка, вынуждая их тратить до 40% бюджета на рекламу и прочие представительские нужды, при этом крупные участники рынка имеют административный ресурс и постепенно укрупняются. Бедные беднеют, а богатые богатеют.

Поэтому крайне важным является структурный подход государства в участии в  проведении реформ ЖКХ. Ведь по оценкам Хованской (от 2012 года) необходимо изыскать примерно 3 трлн рублей на капитальный ремонт многоквартирных домов в России. Сейчас эту проблему переложили на собственников. Я имею в виду закон о региональных системах капитального ремонта. Вот так – поговорили об «энергоэффективности» и накинули груза на плечи обычного человека. Причем ФЗ о региональных системах капитального ремонта предполагает только выборочный капитальный ремонт, то есть в вашем доме могут поставить в этом году узел учета, но герметизацию швов вы скорее всего получите только через 5-15 лет.  А ведь если проводить комплексный энергоэффективный капитальный ремонт, то можно действительно получить неплохую экономию ресурсов. Простой расчет на 4х подъездную «брежневку» 63 года постройки: проект и установка/автоматизация уутэ = 1,5 млн рублей, вторичная герметизация швов либо утепление панелями = от 1 до 4 млн рублей, полный ремонт мягкой кровли или укладка ПВХ мембраны = от 750 до 1500 тысяч рублей, установка окон ПВХ в парадных 350 тысяч рублей.  Пенсионеры, которые составляют в среднем от 30 до 40% жителей таких домов, вряд ли потянут такой ремонт. Конечно, есть вариант использовать общее имущество, чердак, пригласив инвестора, который проведет не выборочный, а комплексный энергоэффективный ремонт в доме и получит как вознаграждение возведенные на крыше новые квадратные метры. Такой вариант использования общего имущества рассматривают возможным члены НП «Модернизация МКД» в рамках пилотного проекта «Энергосберегающая модернизация МКД», по их подсчетам от 5 до 7% домов (в зависимости от региона) будут привлекательны для инвестора. Но здесь мы утыкаемся в законодательный барьер – при реконструкции чердака под устройство мансарды уменьшается общая площадь дома, значит нужно согласие 100% собственников. Поэтому количество домов, которые будут интересны инвестору и не будут иметь чердачного пространства, примерно равно 1-2% в каждом регионе.

Однако, ремонт в обмен на мансарду – это выход для малой доли мкд даже при отсутствии законодательных препонов. Поэтому именно государство должно ставить задачу по энергоэффективному капитальному ремонту всего жилого фонда России! Если ЦБ будет национализирован и займется выпуском и продажей собственных облигаций «капитального ремонта», то мы сможем внедрять любые технологии по энергосбережению по средством современных финансовых механизмов. За примером можно далеко не ходить – в Польше и ряде других стран-участников Варшавского договора вопрос капитального ремонта в 90е был взят под контроль государства, в результате почти всё советское наследие было отремонтировано должным образом. Я в этом вижу больше политики, так как таким образом след СССР стирался, отремонтированные дома уже ассоциировались с демократическими переменами, не важно кто их построил. Также не важно, что капитальный ремонт делался за кредиты МВФ и ФБРР, и наши друзья по соцлагерю еще глубже попадали в кабалу к мировым ростовщикам).

Оставляя вопрос комплексного энергоэффективного капитального ремонта на откуп свободному рынку, мы никогда не получим полноценный энергоэффективный капитальный ремонт, эта задача под силу только государству с национализированным ЦБ, плановой экономикой с элементами рыночной, приведенными в порядок ценами на природные ресурсы, хозяевами которых по конституции мы и являемся.

Арутюнов Николай Владимирович, директор по развитию ООО "Северо-Западная Ресурсосберегающая Компания", председатель правления НП "Модернизация МКД"

 

 

 

журнал СОК №9, 2014. Отопление: что лучше – одна или две трубы?

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА В. И. КОПЕЙКИН, главный инженер «Северо-Западной Ресурсосберегающей Компании» (город Санкт-Петербург):


— Касаясь вопроса применения двух- или однотрубной систем, хочется отметить следующее. Безусловно, однотрубная система отопления по экономике (в плане изготовления и использования материалов) дешевле, но опыт показывает, что в современных условиях применение данной системы не оправдывает себя в эксплуатации. Вследствие того, что многие жильцы в настоящее время занимаются самостоятельным усовершенствованием своего жилья (часто не согласовывая это с инженерными службами и самостоятельно вмешиваясь в систему отопления), происходит разбалансировка системы отопления. Двухтрубная система в этом отношении более устойчива. Поэтому применение однотрубной системы более уместно в частных домах или в домах низкой этажности (до пяти этажей).

План действий по развитию энергосервиса – что дальше?

журнал СОК №12, 2014 МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

План действий по развитию энергосервиса – что дальше?

Н.В. АРУТЮНОВ, председатель НП «Модернизация МКД»:

— В четвёртом квартале 2014-го года Некоммерческое партнёрство «Модернизация МКД» занималось сбором и анализом информации на предмет желания представите- лей многоквартирных домов и промышленных предприятий принять участие в програм- ме энергосервиса по установке автоматики погодного регулирования в индивидуальных тепловых пунктах (ИТП) в Санкт-Петербурге. Данную программу курирует СПб ГБУ «Центр энергосбережения», подчиняющийся Жилищному комитету Санкт-Петербурга. Стороной, оплачивающей мероприятия, будет являться кто-то из петербургских монополистов, но пока не говорится кто именно. Желающие принять участие в программе энергосервиса по установке автоматики погодного регулирования в ИТП в 2015-м году в Санкт-Петер- бурге могут присылать на почту Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. свой адрес, количество ИТП, контактные данные ответственного инженера. При работе с объединениями собственников жилья (ОСЖ) выяснилось, что при рас- сылке электронных писем по 700 адресатам интерес к энергосервису проявили только восемь руководителей ОСЖ, что составляет 1 %. Однако из ста опрошенных респонден- тов, председателей ОСЖ Санкт-Петербурга, 90 % соглашаются принять участие в таких мероприятиях (из этих 90 % примерно треть не имеет технической возможности установ- ки автоматики в ИТП). Поэтому при соответствующем уровне информированности пред- седатели будут с удовольствием участвовать в энергосервисных программах. Ведь они в своё время «штурмовали» (некоторые председатели говорят, что количество посеще- ний доходит и до 50 раз) различные органы государственной власти в рамках городских и федеральных программ, такой опыт не проходит мимо — теперь они замотивированы так, что будут стараться получить для своего дома любую финансовую помощь. Для спра- ведливости надо уточнить, что таких активных председателей примерно 10 %, однако их хватит, чтобы создать пример, за которым последует основная масса. Если государство обяжет наших естественных монополистов заключать энергосер- висные договора, не уводя деньги в офшоры, а оставляя работать в собственной эконо- мике, то это может послужить фундаментом для модернизации тех сетей и оборудования, где можно зафиксировать экономию в натуральном выражении, в частности, это обору- дование отопительных систем и систем освещения.


Телефон (812) 703-85-08, E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Жалоба на ЖКХ

жалоба на ЖКХ

designed by College Jacke